Четверг 25 июля 2024 года

Вы здесь:  Главная» Все новости» Наука» Древняя ДНК помогла выяснить, почему древние майя приносили в жертву детей

Древняя ДНК помогла выяснить, почему древние майя приносили в жертву детей

Четверг, 13 Июня 2024 00:02
Древняя ДНК помогла выяснить, почему древние майя приносили в жертву детей Фото из открытых источников

В 1967 году во время строительства взлетно-посадочной полосы недалеко от древнего города майя Чичен-Ица операторы бульдозеров сделали ужасное открытие. Всего в 1 километре от знаменитой ступенчатой пирамиды этого места находилась искусственная цистерна, называемая чултун, соединенная с пещерой с низким потолком. В двух камерах хранились разбросанные кости более чем 100 маленьких детей. Теперь, более полувека спустя, современные генетические методы дали ключ к разгадке того, кем были эти принесенные в жертву дети и почему они умерли.

Исследование, опубликованное в журнале Nature, описывает данные ДНК 64 детей, показывающие, что все они были мужского пола, а некоторые были близнецами. Эта закономерность связывает их с древней историей создания майя и намекает на цель жертвоприношений, которые начались 1500 лет назад и продолжались на протяжении веков. ДНК также показывает, что дети были родственниками коренных народов майя, живущих сегодня на полуострове Юкатан, и их гены помогают объяснить, почему некоторые майя пережили европейское завоевание, тогда как многие другие умерли от болезней.

Когда кости были найдены, их упаковали в помещение площадью не более 3 квадратных метров. Судя по размеру и форме, большинство из них принадлежало детям в возрасте от 3 до 4 лет. Это открытие предоставило четкие доказательства человеческих жертвоприношений в период расцвета цивилизации майя, но мало подробностей об их жизни или ритуалах, в которых они умерли. Со временем скелеты распались; даже черепа были разбиты на куски, потому что дети были настолько маленькими, что их черепа не срослись полностью. Их молодость также затрудняла определение биологического пола, который становится ясным только в период полового созревания.

Десятилетия спустя современные генетические и химические изотопные методы обещали сказать гораздо больше. Поэтому исследователи извлекли из костей генетический материал, который хранился в исследовательском центре недалеко от Чичен-Ицы. Они взяли и проанализировали плотную, богатую ДНК часть черепа, называемую каменной, и преподнесли первый из нескольких сюрпризов: хотя в ранних отчетах об этом месте предполагалось, что во многих жертвоприношениях майя участвовали девушки, чтобы умилостивить божеств и обеспечить плодородный урожай, каждый из 64 проанализированных детей был генетически мужского пола. «Это весьма удивительно», — говорит Родриго Баркера, генетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка, который является соавтором нового исследования. «Это говорит нам совершенно другую историю».

Еще более удивительно то, что анализ ДНК показал, что 25% детей были близкими родственниками, например, братьями или двоюродными братьями, и было две пары однояйцевых близнецов. Эта закономерность связывает останки с ключевым мифом майя. «Очень немногие вещи в археологии имеют такую четкую закономерность», — говорит соавтор Кристина Уориннер, палеогенетик из Гарвардского университета. «Выбор близких родственников и близнецов указывал на Героев-Близнецов». Близнецы, Хунахпу и Шбаланке, путешествуют в подземный мир, где их неоднократно приносят в жертву и воскрешают — эта история, как полагают, связана с сельским хозяйством, поскольку мальчики возвращаются к жизни, как растения кукурузы весной.

История близнецов сохранилась в документе майя колониальной эпохи под названием Пополь Вух, а также изображена на бесчисленных резных фигурках и картинах майя с изображением мальчиков-близнецов. Это один из немногих мифов майя, переживших испанское завоевание 1500-х годов. «Это действительно «адский» момент — вы можете установить прямую связь с Пополь-Вух», — удивляется Хайме Хосе Аве, археолог из Университета Северной Аризоны, который не входил в исследовательскую группу. «Нет ничего круче этого. … Мы не могли бы знать этого без древней ДНК».

Другие подсказки помогли дополнить картину. Химия костей показала, что генетически родственные дети питались одинаково, что позволяет предположить, что они воспитывались в одних и тех же семьях или даже готовились специально для жертвоприношения. «Это меняет правила игры… для понимания ритуальной жизни Чичен-Ицы», — говорит соавтор и биоархеолог Оана Дель Кастильо из Национального института антропологии и истории Мексики.

Радиоуглеродное датирование костей показывает, что люди использовали это место для подобных ритуалов на протяжении веков, с регулярными интервалами между 500 и 900 годами нашей эры, в разгар важности Чичен-Ицы. По словам Дель Кастильо, жертвоприношения, вероятно, двух детей за раз, скорее всего, были частью ритуального календаря, а не реакцией на засуху или кризис.

Испанские священники утверждали, что приносимые в жертву дети часто были сиротами или порабощенными пленниками. Вместо этого Пополь Вух и другие традиции майя, написанные в то время, указывают на то, что человеческие жертвоприношения, возможно, уважались или даже считались честью, говорит Баркера, как часть поддержания баланса в космосе. «Это была очень важная вещь, предназначенная для конкретных семей». ДНК подтверждает эту идею, показывая, что некоторые мальчики представляют несколько поколений родственных людей.

Команда также работала с коренными народами майя из соседнего города Тикскакалтюб, которые ранее пожертвовали ДНК для исследований метаболизма и диабета. Сообщество дало разрешение исследователям сравнить их ДНК с ДНК мальчиков из чултуна. Обе группы были генетически очень похожи — по сути, одна и та же популяция, удаленная более чем на 1000 лет.

Немногочисленные генетические различия между древними и современными геномами выявили влияние колонизации. Они предположили значительное сокращение численности населения за последние 1000 лет и объяснили, почему. У людей, живущих сегодня в Тикскакальтюбе, есть гены, которые, как известно, передают устойчивость к сальмонелле — гены, которых не было у их древних родственников. «Это первый раз, когда мы можем вернуться во времена до завоевания и посмотреть, как выглядела иммунная система», — говорит Баркера. Разница также предполагает, что европейцы, вероятно, завезли сальмонеллу, что стимулировало развитие устойчивости у выживших майя.

Местные жители майя были довольны результатами, которые подтверждают, что их предки построили знаменитые пирамиды в Чичен-Ице, и подтверждают генетическую преемственность их сообщества с течением времени. «Для людей, живущих в этом районе, очень важно знать и быть уверенным в своих корнях», — говорит соавтор Эрмила Му Мезета, исследователь коренных народов майя, преподающая социальную работу в UADY. По ее словам, это принесет огромную пользу, «подтверждая и давая название тому, как мы связаны с прошлым».

Минобороны: средства ПВО за ночь сбили в Белгородской области три БПЛА ВСУ Минобороны: средства ПВО за ночь сбили в Белгородской области три БПЛА ВСУ Российские системы ПВО в ночь на среду сбили три украинских беспилотника в небе над Белгородской областью, сообщили в пресс-службе Минобороны РФ. "В течение прошедшей ночи пресечены попытки киевского режима совершить…